Июнь 21 2017

Образы постоянно толпятся в нашей памяти. А причем здесь музыка?

образы

Музыка и образы. 

Большинство людей думают, что образное мышление может быть только визуальным (зрительным), но это далеко не так. Данное понятие подразумевает и хранит все виды чувственной памяти. А это воспоминание о звуке, голосе, запахе определенного места, вкусе какой-либо пищи. Образы, многие из которых сенсорные, постоянно толпятся в нашей памяти.

Они мотивируют многие из наших поступков, начиная от заказа мастера в парикмахерской до планирования и строительства нового дома, устройства обстановки, заказа столика в ресторане и т.д. Образное воображение можно стимулировать извне. Например, они всплывают, когда мы смотрим фильм или шоу по телевизору, проезжаем мимо рекламного щита, видим сон или мечтаем наяву или просто чувствуем внезапный всплеск вдохновения.

образыОбразы вызывают психологические и физиологические реакции. Они могут возбудить, охладить, пробудить поток воспоминаний, вызвать видения. Некоторые слова сразу воспринимаются как образы: пожар, дом, мать. Некоторые образы исходят изнутри. Мы называем их прообразами, когда они ассоциируются с такими абстрактными понятиями как добро или зло. Или когда они резонируют глубоко внутри нас и как-будто указывают на самые глубокие таинства жизни. Мы называем мощные образы иконами, когда они наполнены религиозным или культурным содержанием, например, изображение Девы Марии, репродукция Моны Лизы или литография Мэрилин Монро.

Многие формы молитвы и медитации используют образы, включая прообразы и иконы, как инструмент для фокусирования и концентрации энергии. Психоанализ, с его использованием свободных ассоциаций, использует силу образного мышления для того, чтобы вывести подсознательные мысли и чувства на уровень сознания. Реклама — яркий пример манипуляции сознанием через образы.

Современные виды психической и физической терапии, а также традиционные целительные техники используют визуализацию и образное мышление при лечении самых различных заболеваний — от болей в спине до гипертонии, от слабого иммунитета до активных опухолей. Совершенно очевидно, что образное мышление играет огромную роль в формировании человеческой жизни.

Музыка стимулирует процесс мышления образами,

усиливая его физическое, ментальное и духовное воздействие. Музыка может создавать поток, на котором проплывают образы. В то же время она может поймать образ в свою сеть, зафиксировать его таким образом, чтобы его можно было проанализировать.

Терапевтическое использование музыки и образного мышления называется направленное образное мышление под музыку. Принципы этой методики были разработаны Элен Бонни в (1973 г.), бывшей сотрудницей Научно-исследовательского психиатрического центра в Кэтонсвиле (Мэриленд), где она принимала активное участие в психоделических исследованиях как музыкальный терапевт.

В процессе этих исследований Бонни и ее коллеги обнаружили, что моменты самых острых переживаний, необходимые для того, чтобы инициировать процесс естественного выздоровления, могут быть вызваны музыкой, которая здесь становится проводником, способствующим появлению образов, символов, глубоких переживаний у пациента, находящегося в расслабленном состоянии. При проведении сеансах используются специально подобранные музыкальные программы. Задача музыкального терапевта состоит в том, чтобы выявлять образы, возникающие у пациента, которого в этом случае называют путешественником, но не толковать их и не ставить диагнозы. Необходимо поддерживать поток возникающих образов и побуждать путешественника выражать свои эмоции.

Во время сеансов используется особый способ слушания музыки. Пациентов просят принять расслабленное полулежащее положение на полу или на кушетке и полностью раскрыться потоку музыки, дозволить ей резонировать во всем теле и дать себе возможность проявлять свои чувства любым способом, какой может показаться уместным: рыдать, хохотать, издавать всевозможные звуки, двигать бедрами, извиваться и т.п.

Дон Кемпбелл рассказал

об использовании метода образного мышления под музыку в собственной практике. Среди слушателей его курса по образному мышлению и музыке был студент факультета поэзии и прозы, Иоганнес. Его сочинения отличались туманностью и бесформенностью, преподаватели называли его романтиком без текстуры. Как и многим молодым людям, страдающим от передозировки искусства нового века (new age), ему нужно было научиться вписывать свою чувственную природу в конкретную реальность. Прозрение началось, когда он закрыл глаза, расслабился и глубоко дышал в течение десяти минут. А тем временем Дон Кемпбелл рассказывал ему об ощущении, характерном для любого творческого процесса. Затем аспирант прослушал первую часть «Второй симфонии» Сибелиуса, а также «Взлетающего жаворонка» Вильяма Воана, «Славься» Форе, Прелюдию Баха си бемоль минор для фортепиано, и, наконец, «Аллилуйю» Моцарта.

При прослушивании первого произведения,

Иоганнес переживал сцены, связанные с травмой, полученной в автомобильной катастрофе в возрасте восьми лет. Позже он рассказывал о кошмарах и страхах, которые мучили его на протяжении школьных лет, как будто кто-то неожиданно ударял его сбоку. При звучании «Взлетающего жаворонка» он увидел себя летающим в облаках как птица, при этом он осознавал, что никто его здесь не ударит. Он чувствовал себя в безопасности, находясь в нечеткой, дымчатой, нереальной среде. Когда звучала музыка Форе, он чувствовал себя парящим в воздухе с сознанием того, что ему никогда больше не нужно будет ступать по земле. На Бахе началась трансформация. Он увидел себя стоящим на твердой земле с ощущением уверенности и силы.

Затем он оказался в знакомой аудитории , над его головой проплывали облака, за окном был небольшой пруд, а перед ним стоял удобный старомодный письменный стол из дерева. В следующий момент он увидел себя сидящим за этим столом и сочиняющим стихи. При этом он как бы вытягивал мысли и слова из воздуха и воды. Он чувствовал энергию в своем теле, а также силу, притягивающую его к деревянному массиву стола. Когда звучала музыка Моцарта, Иоганнес чувствовал, как пытается соединить несовместимые элементы своей жизни. Страх исчез. Он почувствовал, что может спокойно двигаться вперед. После таких сеансов писательские способности Иоганнеса изменились к лучшему. Он написал эпическую поэму, которая отличалась удивительной четкостью изложения и правильным построением. Позже он стал успешным журналистом.

В восьмидесятые годы Дон Кемпбелл

посвятил несколько лет сочинению специальной музыки, основанной на ритмах дыхания и наблюдении за циклами релаксации, отдыха и внутреннего переживания. Эта музыки облегчала циркуляцию энергии и гармонизировала внутренние органы, системы и функции. В это же время он также сочинял музыку для удивительного проекта по направленному образному мышлению доктора Виктора Бисли, автора книги «Ваше вибрирующее тело». Вместо обычного расслабления, во время которого можно мысленно представить процесс постепенного расслабления с головы до кончиков пальцев или наоборот, Бисли предлагает сосредоточиться на различных системах собственного тела в целостном плане.

Например, он просит представить таким образом свою кожу, которая является самым крупным органом человеческого организма, чтобы одновременно увидеть каждую ее клеточку. Потом он просит представить все виды жидкости своего организма или пульсацию нейронов через нервную систему. Дону Кемпбеллу нужно было перевести эти странные ментальные картины в звук и музыку. Результатом этой работы явилось появление «Симфонии собственной души», балета «Танцы лунатика», а также других пьес, предназначенных для того, чтобы вызывать образы и таким образом изменять физические функции организма. В этом же жанре Дон Кемпбелл сочинил музыку для сопровождения ламаистского тренинга по естественным родам. Сама музыка как бы ведет за собой женщину, находящуюся в процессе родов, постоянно напоминая ей о необходимости глубоко дышать, напрягаться и расслабляться.

Итак, музыка изменяет наше ощущение пространства. Более всего это ощущается при использовании синтезатора. До шестидесятых годов двадцатого века композиторы и исполнители, сильно зависели от акустики зала, так как хорошая акустика необходима для придания исполняемой музыке акустической емкости. Куполообразные здания, храмы, соборы, водопады, горы усиливают и расширяют звук его замедленным отражением, эхом.

образыЦерковные и буддистские песнопения

с замедленным монотонным повторением текста являются примером звучания, которое усиливает наше ощущение причастности, продлевает молитву и улучшает концентрацию. Романтическая, классическая и барочная музыка также действует на психику как бальзам, давая возможность разуму парить вместе со звуком. С появлением синтезированной музыки, которую часто называют музыкой нового века, природы или атмосферной музыкой, композиторы получили возможность воссоздавать звуки различных видов пространства, вызывая появление определенных образов.

Хотя некоторые усматривают корни этого направления в музыке 60-х годов 20 века у Тони Скотта и Пола Винтера, по мнению Дона Кемпбелла, ее корни уходят еще глубже на целый век.

Однажды гуляя в Булонском лесу Парижа в 1889 году Клод Дебюсси услышал вдалеке странную музыку. Звуки, казалось, закружили его в каком-то водовороте. Молодой композитор вдруг осознал, что это звучала не музыка, а пространство. Необычно резонирующие пентатонные звуки как бы окутывали его, подавляя его чувство хроматизма и контрапункта.

На самом деле, то, что услышал Дебюсси, было выступление оркестра гамелан из Индонезии на грандиозной выставке, посвященной столетней годовщине французской революции и открытию Эйфелевой башни.

Традиционные индонезийские народные оркестры гамелан, стали очень популярны в Париже в шестидесятых годах 20 века и оказали большое влияние на формирование новой музыки на Западе. Звуки гамелана с их огненными каскадами и спокойными переливами проникают в самую глубину души. Металлические и водянистые интонации гонгов и ксилофонов создают атмосферу древних индуистских мифов. Слушая эту музыку, осознаешь, что мир звука выходит далеко за пределы строго структурированного консерваторского обучения.

Благодаря такой встрече,

Дебюсси понял, что музыка имеет способность создавать ощущения пространства, парения, запаха, цвета, и что эти ее качества еще до него никак не были выражены. Его охватила идея обогатить колорит фортепиано, сущность звука, а также свое внутренне пространство. И тогда его музыка окрасилась новой чувственностью и стала действовать как фимиам. Из его пьес «Шаги на снегу», «Отражение в воде», «Затонувший собор», «Лунный свет», «Паруса», «Ветер на равнине», «Послеполуденный отдых фавна» и возник музыкальный импрессионизм. Занялась заря музыки нового века.

Импрессионизм – это яркое и интересное направление во французском искусстве конца 19 века. Первоначально импрессионизм возник в живописи: К. Моне, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей, Э. Дега. Название происходит от французского слова impression, что означает впечатление. Клод Моне и его соратники по перу, тогда еще не признанные официальным французским художественным салоном, стали называться импрессионистами в 1874 году с легкой руки известного критика Леруа, который так высказался о картине Клода Моне «Впечатление. Восход солнца»: «Обои в первоначальной стадии обработки более закончены, чем пейзаж «Восход солнца», вот уж воистину только впечатление

И действительно. Самое главное для импрессионистов — это меняющиеся световые ощущения, вечно исчезающие мгновения. Их художники стремились уловить, пытаясь максимально точно изобразить свои непосредственные эмоции от вещей, передать игру света и тени на поверхности предметов раздельными мазками чистых красок, что визуально растворяло форму в окружающей свето-воздушной среде. Отказавшись от тёмных, земляных красок, они наносили на холст чистые, спектральные цвета. Из мастерских они вышли под открытое небо и писали с натуры. Они точно передавали состояния природы и достигая необыкновенных эффектов в передаче бликов, мерцаний, светлых, гармоничных, красочных созвучий, изображая свет, туман, воду, небо.

Музыкальный импрессионизм также выразился в стремлении передавать мимолетные живые впечатления, полутона и полутени. Важное место здесь занимает звуковая красочность, колорит, необычные оркестровые звучания и гармонии. Свою музыку импрессионисты строят на игре музыкальных светотеней, на неуловимом звуковом ощущении.

Общее в живописном и музыкальном импрессионизме легко уловить,

например, рассматривая пейзаж К.Моне “Регата в Сент-Адрессе”и слушая прелюдию Дебюсси “Паруса” . С живописью Дебюсси роднит и стремление создавать радостное, ласкающее искусство, доставляющее людям наслаждение. Дебюсси очень любил природу, о ней он говорил как о высшем источнике вдохновения, считал близость к ней критерием творчества. Он выступал за создание особого вида музыки на открытом воздухе, которая способствовала бы слиянию человека с природой. Близость к природе, ощущения, возникающие при восприятии красоты неба, моря, леса. Все это способно, по мысли Дебюсси, возбудить фантазию композитора, вызвать к жизни новые звуковые приемы.

Так в 1905 году под впечатлением картин Тернера и Клода Моне композитор писал свои симфонические эскизы “Море” в приморском городке на берегу Атлантического океана. Он запечатлевал “с натуры” нарастающий шум прибоя и могучий шум ветра. Он пытался отразить в музыке сразу все, что приходит ему в голову, и что творится у него в душе. Сближаясь с художниками и поэтами, музыканты искали свой путь в новом направлении. Они заимствовали у художников терминологию, наталкивающую на новые идеи эстетического восприятия; в обиход входят определения: звуковая краска, инструментальный колорит, гармонические пятна, тембровая палитра.

В своей пьесе “Вечер в Гренаде” Дебюсси

с исключительным мастерством рисует живописную картину испанского города. Эта пьеса написана в манере, напоминающей письмо “Бульвара Капуцинов” Клода Моне. В обоих произведениях авторы стремятся передать общее впечатление от большого пространства уличного движения, пёстрой красочной толпы. Пронизанная ритмом хабанеры пьеса Дебюсси создает впечатление сменяющих друг друга красочных картинок жизни испанского города. К лучшим образам природы, когда-либо созданным Дебюсси, относится пьеса “Отражения в воде”. Это не только живописная картинка, но и проникновенное “вслушивание” в мир “водяного царства”. В начале возникает образ спокойной водной глади, но вот спокойствие нарушается еле уловимым движением, всплеском. После мига безмолвия — новый трепет водяной поверхности...

Научитесь слушать и полюбите хорошую музыку — мелодию природы, которая предназначена не для того, чтобы развлекать или стимулировать интеллект. Она воздействует на тело и душу, помогая раскрывать внутренние образы, восстанавливать объемность жизни и связывать ее с ритмами природы!


Метки:

Опубликовано 21 июня 2017 Наталья Макарова в категории "Интересности

Отправить ответ

Оставьте комментарий!

Уведомлять о
avatar
wpDiscuz